«Мозырский нефтепереработчик», 21 декабря 2019 г.
Студенты технологических вузов совместно с заводскими специалистами разрабатывают перспективные идеи
Зачастую, когда корреспондент газеты общается с молодыми специалистами, а также теми, кто уже имеет определённый стаж работы на предприятии, респонденты «возвращаются» ко времени прохождения на заводе практики. Не раз звучала мысль о том, какую важную роль сыграла данная часть учебного процесса: познакомила с опытными нефтепереработчиками, заложила основы практического применения на производстве полученных в вузе знаний, определила тему дипломного проекта и, наконец, расставила все точки над «i» в вопросе о том, где хотелось бы работать после получения диплома. Учитывая значимость этих моментов, мы стараемся использовать возможность встречи с руководителями практики от Белорусского государственного технологического университета во время их приезда на завод. И недавно нашим собеседником стал Андрей Иосифович Юсевич, заведующий кафедрой нефтегазопереработки и нефтехимии БГТУ, кандидат химических наук, выступавший в роли руководителя преддипломной практики. Андрей Иосифович рассказал о её основных целях и задачах, пояснил, как в университете в целом строится работа по организации практик в связи с изменением сроков обучения, а также поделился своим видением того, какой, с точки зрения преподавателей технологического вуза, должна быть идеальная практика на производстве.
Не «скованные» рамками завода
– В соответствии с названием основные цели преддипломной практики, которую проходят студенты 5-го курса, заключаются в сборе максимально возможного объёма материала для дипломного проектирования, так как темы дипломов созвучны с темами практики, – вводит в курс дела А.И.Юсевич. – Нужно отметить, что нынешние 5-курсники по изменённым учебным планам учатся 4,5 года. Они будут выпускаться в январе, поэтому учебный семестр получился очень маленький – всего 1,5 месяца, затем следует преддипломная практика, и совсем немного времени остаётся на дипломное проектирование. Исходя из имеющихся условий, мы поступаем следующим образом: по сути, работа над дипломным проектом начинается во время технологической практики, тема которой связана с преддипломной практикой и непосредственно с дипломом. Но вопросы, которые изучают студенты на двух практиках, разбиты, условно говоря, на несколько блоков. На технологической практике проходит общее знакомство со структурой производства, с технологическим процессом той установки, за которой закреплены практиканты. Во время курсовых проектов студенты делают отдельные расчёты блоков, узлов установок, а уже на преддипломной практике обращается внимание на такие моменты, как автоматизация производства, охрана труда, элементы охраны окружающей среды, контроль качества и метрологическое обеспечение производства. Поэтому в выдаваемом для практики задании ставятся не только технологические задачи, но и задачи по ознакомлению с системой ремонта оборудования, объёмом и содержанием основного аппарата. Всё это помогает студентам в последствии при выполнении дипломного проекта (его тема связана, как правило, с реконструкцией, модернизацией и т.п.), позволяет глубже понять процесс и предложить мероприятия по его усовершенствованию. К данной работе стараемся подключить и руководителя практики от предприятия, поскольку мы разрабатываем варианты, опираясь на теоретические позиции. А непосредственный производственник глубоко погружён в тему, он знает установку в деталях (какие места – проблемные, какие – сильные), видит всё во взаимосвязи с другими технологическими объектами, может сразу определить, есть ли, к примеру, вообще место для предполагаемого нового аппарата. В итоге получается такой симбиоз: с одной стороны – производственник, который может натолкнуть на конкретные идеи для проработки, с другой – мы, теоретики, не скованные рамками завода, поэтому рассматриваем варианты, которые могут быть реализованы, возможно, в перспективе. Наши идеи – теоретические, но не лишены технологического смысла, они привязаны к теме, требуют инженерной и научной квалификации. Здесь стоит пояснить, что в целом темы дипломов условно разделяются на две категории: те, которые сугубо ориентированы на решение существующих задач, и те, которые принадлежат к категории перспективного плана. И первые, и вторые заставляют студентов проявить все знания и умения, приобретённые как во время теоретического обучения, так и в ходе практик. Вот почему важна налаженная связь между курсовым проектированием, технологической и преддипломной практиками, дипломным проектированием.
«Вижу совершенно других людей…»
– Как уже было сказано, время обучения в вузе сокращается: нынешние 1-й и 2-й курсы учатся по четырёхлетнему плану. Однако за счёт оптимизации учебного плана по всем дисциплинам относительно организации практик нам удалось выйти на такую же схему, как и при пятилетнем обучении: целый семестр будет отведён на дипломное проектирование. Также появилась ещё одна практика, всего их теперь будет четыре. На технологической и преддипломной практиках преподаватель непрерывно не курирует студентов. Они разъезжаются по разным предприятиям, и задача руководителя – приехать проконсультировать их. Конечно, это не означает, что до и после нашего приезда практиканты остаются в «одиночестве» (есть непрерывная связь через вайбер, электронную почту, просто по мобильному телефону). Когда возникают какие-то вопросы, требующие вмешательства преподавателя, решаем их на месте.
Бывает, что приезд руководителя практики выполняет и мотивационную функцию: поверьте, полезно ещё и ещё раз напомнить студентам, что они – без пяти минут выпускники, что совсем скоро окунуться в другие реалии: производственные. Даже когда ребята работают над своими дипломами, не все до конца это понимают, несмотря на то, что будущих инженеров нацеливаем на то, чтобы они больше общались с заводчанами, погружались в тему. Всё равно некоторые воспринимают это несерьёзно, и порой в глазах студентов читается: «Ну что вы нам здесь расскажете интересного?..» И насколько ребята меняются, когда непосредственно поступают на рабочие места! Встречаю их буквально через полгода, и вижу совершенно других людей: взрослых, ответственных, самостоятельных. Надеюсь, что отчасти данные качества формируются в университете, но во время учёбы, пока в этом нет необходимости, не до конца проявляются. А затем багаж, полученный на старте, здорово помогает.
Уверен, что адаптироваться молодым специалистам помогает и соответствующая работа, проводимая на вашем заводе. Мы давно сотрудничаем с ОАО «Мозырский НПЗ» и знаем, что предприятие отличает основательный подход ко всем аспектам деятельности. Если вернуться к теме практики, то это, прежде всего, очень чёткая работа отдела подготовки кадров. С данной службой мы наладили хорошие контакты: стараемся чётко говорить о том, что необходимо для организации практики, ОПК по мере возможности старается учитывать эти пожелания. В отделе мы всегда встречаем доброжелательное отношение, готовность пойти на встречу, помочь как нам, так и студентам. Безусловно, значимую поддержку оказывают и заводские руководители практики. Тем более, что многие из них – выпускники БГТУ, они помнят требования, предъявляемые вузом к прохождению практики, поэтому стараются взглянуть на все моменты и нашими глазами тоже. Очень важно то, что теоретические идеи, поступающие от студентов, жёстко не отвергаются, а руководители практики от завода подключаются к обсуждению и начинают вместе со студентами рассуждать о том, как данную идею применить в реальной производственной ситуации.
Реальная производственная ситуация, режим работы предприятия, безусловно, диктуют свои условия для формата практики. Мы считаем, чтобы было бы правильным закреплять студентов-практикантов в качестве стажёров, чтобы они ходили по сменам вместе с операторами (пусть не весь срок практики, а хотя бы неделю). Это предоставило бы возможность полностью окунуться в производственный мир, со всеми его реалиями. Понятно, что это сделать очень сложно на таком предприятии, как Мозырский НПЗ, но в отдельных организациях мы пришли к такому формату. Он существенно обогащает практику, а заодно позволяет студентам получить чёткий ответ на вопрос, не ошиблись ли они с выбором профессии и своих представлениях о ней.
К слову, решение вопроса трудоустройства – это также одна из целей преддипломной практики. Выпускники общаются с руководителями производств, убеждают, что заводу они нужны, начальники производств дают свои заявки в отдел кадров, потом эти заявки поступают в вуз. Конечно, на ваш завод всегда хотят ехать работать выпускники БГТУ. Мозырский НПЗ – очень престижное предприятие, желанный вариант трудоустройства. Поэтому преподавателями университета используется, в том числе и этот способ мотивации: хотите хорошо трудоустроиться – хорошо учитесь, проявляйте себя на практиках!
Студенты технологических вузов совместно с заводскими специалистами разрабатывают перспективные идеи
Зачастую, когда корреспондент газеты общается с молодыми специалистами, а также теми, кто уже имеет определённый стаж работы на предприятии, респонденты «возвращаются» ко времени прохождения на заводе практики. Не раз звучала мысль о том, какую важную роль сыграла данная часть учебного процесса: познакомила с опытными нефтепереработчиками, заложила основы практического применения на производстве полученных в вузе знаний, определила тему дипломного проекта и, наконец, расставила все точки над «i» в вопросе о том, где хотелось бы работать после получения диплома. Учитывая значимость этих моментов, мы стараемся использовать возможность встречи с руководителями практики от Белорусского государственного технологического университета во время их приезда на завод. И недавно нашим собеседником стал Андрей Иосифович Юсевич, заведующий кафедрой нефтегазопереработки и нефтехимии БГТУ, кандидат химических наук, выступавший в роли руководителя преддипломной практики. Андрей Иосифович рассказал о её основных целях и задачах, пояснил, как в университете в целом строится работа по организации практик в связи с изменением сроков обучения, а также поделился своим видением того, какой, с точки зрения преподавателей технологического вуза, должна быть идеальная практика на производстве.
Не «скованные» рамками завода
– В соответствии с названием основные цели преддипломной практики, которую проходят студенты 5-го курса, заключаются в сборе максимально возможного объёма материала для дипломного проектирования, так как темы дипломов созвучны с темами практики, – вводит в курс дела А.И.Юсевич. – Нужно отметить, что нынешние 5-курсники по изменённым учебным планам учатся 4,5 года. Они будут выпускаться в январе, поэтому учебный семестр получился очень маленький – всего 1,5 месяца, затем следует преддипломная практика, и совсем немного времени остаётся на дипломное проектирование. Исходя из имеющихся условий, мы поступаем следующим образом: по сути, работа над дипломным проектом начинается во время технологической практики, тема которой связана с преддипломной практикой и непосредственно с дипломом. Но вопросы, которые изучают студенты на двух практиках, разбиты, условно говоря, на несколько блоков. На технологической практике проходит общее знакомство со структурой производства, с технологическим процессом той установки, за которой закреплены практиканты. Во время курсовых проектов студенты делают отдельные расчёты блоков, узлов установок, а уже на преддипломной практике обращается внимание на такие моменты, как автоматизация производства, охрана труда, элементы охраны окружающей среды, контроль качества и метрологическое обеспечение производства. Поэтому в выдаваемом для практики задании ставятся не только технологические задачи, но и задачи по ознакомлению с системой ремонта оборудования, объёмом и содержанием основного аппарата. Всё это помогает студентам в последствии при выполнении дипломного проекта (его тема связана, как правило, с реконструкцией, модернизацией и т.п.), позволяет глубже понять процесс и предложить мероприятия по его усовершенствованию. К данной работе стараемся подключить и руководителя практики от предприятия, поскольку мы разрабатываем варианты, опираясь на теоретические позиции. А непосредственный производственник глубоко погружён в тему, он знает установку в деталях (какие места – проблемные, какие – сильные), видит всё во взаимосвязи с другими технологическими объектами, может сразу определить, есть ли, к примеру, вообще место для предполагаемого нового аппарата. В итоге получается такой симбиоз: с одной стороны – производственник, который может натолкнуть на конкретные идеи для проработки, с другой – мы, теоретики, не скованные рамками завода, поэтому рассматриваем варианты, которые могут быть реализованы, возможно, в перспективе. Наши идеи – теоретические, но не лишены технологического смысла, они привязаны к теме, требуют инженерной и научной квалификации. Здесь стоит пояснить, что в целом темы дипломов условно разделяются на две категории: те, которые сугубо ориентированы на решение существующих задач, и те, которые принадлежат к категории перспективного плана. И первые, и вторые заставляют студентов проявить все знания и умения, приобретённые как во время теоретического обучения, так и в ходе практик. Вот почему важна налаженная связь между курсовым проектированием, технологической и преддипломной практиками, дипломным проектированием.
«Вижу совершенно других людей…»
– Как уже было сказано, время обучения в вузе сокращается: нынешние 1-й и 2-й курсы учатся по четырёхлетнему плану. Однако за счёт оптимизации учебного плана по всем дисциплинам относительно организации практик нам удалось выйти на такую же схему, как и при пятилетнем обучении: целый семестр будет отведён на дипломное проектирование. Также появилась ещё одна практика, всего их теперь будет четыре. На технологической и преддипломной практиках преподаватель непрерывно не курирует студентов. Они разъезжаются по разным предприятиям, и задача руководителя – приехать проконсультировать их. Конечно, это не означает, что до и после нашего приезда практиканты остаются в «одиночестве» (есть непрерывная связь через вайбер, электронную почту, просто по мобильному телефону). Когда возникают какие-то вопросы, требующие вмешательства преподавателя, решаем их на месте.
Бывает, что приезд руководителя практики выполняет и мотивационную функцию: поверьте, полезно ещё и ещё раз напомнить студентам, что они – без пяти минут выпускники, что совсем скоро окунуться в другие реалии: производственные. Даже когда ребята работают над своими дипломами, не все до конца это понимают, несмотря на то, что будущих инженеров нацеливаем на то, чтобы они больше общались с заводчанами, погружались в тему. Всё равно некоторые воспринимают это несерьёзно, и порой в глазах студентов читается: «Ну что вы нам здесь расскажете интересного?..» И насколько ребята меняются, когда непосредственно поступают на рабочие места! Встречаю их буквально через полгода, и вижу совершенно других людей: взрослых, ответственных, самостоятельных. Надеюсь, что отчасти данные качества формируются в университете, но во время учёбы, пока в этом нет необходимости, не до конца проявляются. А затем багаж, полученный на старте, здорово помогает.
Уверен, что адаптироваться молодым специалистам помогает и соответствующая работа, проводимая на вашем заводе. Мы давно сотрудничаем с ОАО «Мозырский НПЗ» и знаем, что предприятие отличает основательный подход ко всем аспектам деятельности. Если вернуться к теме практики, то это, прежде всего, очень чёткая работа отдела подготовки кадров. С данной службой мы наладили хорошие контакты: стараемся чётко говорить о том, что необходимо для организации практики, ОПК по мере возможности старается учитывать эти пожелания. В отделе мы всегда встречаем доброжелательное отношение, готовность пойти на встречу, помочь как нам, так и студентам. Безусловно, значимую поддержку оказывают и заводские руководители практики. Тем более, что многие из них – выпускники БГТУ, они помнят требования, предъявляемые вузом к прохождению практики, поэтому стараются взглянуть на все моменты и нашими глазами тоже. Очень важно то, что теоретические идеи, поступающие от студентов, жёстко не отвергаются, а руководители практики от завода подключаются к обсуждению и начинают вместе со студентами рассуждать о том, как данную идею применить в реальной производственной ситуации.
Реальная производственная ситуация, режим работы предприятия, безусловно, диктуют свои условия для формата практики. Мы считаем, чтобы было бы правильным закреплять студентов-практикантов в качестве стажёров, чтобы они ходили по сменам вместе с операторами (пусть не весь срок практики, а хотя бы неделю). Это предоставило бы возможность полностью окунуться в производственный мир, со всеми его реалиями. Понятно, что это сделать очень сложно на таком предприятии, как Мозырский НПЗ, но в отдельных организациях мы пришли к такому формату. Он существенно обогащает практику, а заодно позволяет студентам получить чёткий ответ на вопрос, не ошиблись ли они с выбором профессии и своих представлениях о ней.
К слову, решение вопроса трудоустройства – это также одна из целей преддипломной практики. Выпускники общаются с руководителями производств, убеждают, что заводу они нужны, начальники производств дают свои заявки в отдел кадров, потом эти заявки поступают в вуз. Конечно, на ваш завод всегда хотят ехать работать выпускники БГТУ. Мозырский НПЗ – очень престижное предприятие, желанный вариант трудоустройства. Поэтому преподавателями университета используется, в том числе и этот способ мотивации: хотите хорошо трудоустроиться – хорошо учитесь, проявляйте себя на практиках!