Мы начинаем презентацию специальности «Химической технологии переработки древесины» с интервью с заведующим кафедры Флейшером Вячеславом Леонидовичем.
Заметим, что в связи с активным развитием данной отрасли экономики медалисты и победители олимпиад имеют право поступать без ЦТ.

Здравствуйте, Вячеслав Леонидович. Расскажите, в чем особенность кафедры технологии жиров, эфирных масел и парфюмерно– косметической продукции?

Если говорить наверняка, то технология жиров, эфирных масел и парфюмерно– косметической продукции – это специализация. Она идёт в рамках специальности «Биотехнология». Изначально процесс обучения студентов проходит совместно с биотехнологами. После второго курса происходит распределение: часть остаётся на биотехнологии, а другая часть идёт на технологию жиров, эфирных масел и парфюмерно–косметической продукции. Наша кафедра является выпускающей, то есть по сути с кафедрой биотехнологии мы работаем вместе по этой специализации.

Что изучают на этой кафедре? К чему готовят будущих специалистов?

Исходя из названия, я бы разделил нашу кафедру на два основных направления. Первое направление – это технология производства растительных масел, методы переработки этих масел, а также производство некоторых продуктов, таких как маргарин, майонез, мыла и т.д., на основе жиров и масел. Второе направление – технология получения и использования эфирных масел. Также у студентов есть дисциплина, связанная с косметикой и парфюмерией, то есть они изучают, как производятся косметическая продукция, например, губные помады, крема, лосьоны, тоники и т. п. Вот, собственно, на что делается основной упор на данной специальности.

Какие дисциплины составляют большую трудность в процессе обучения?

Я думаю, что большую трудность составляют всё–таки общеобразовательные дисциплины на первом курсе, такие как высшая математика, физика, инженерная и машинная графика, у некоторых даже теоретические основы химии. Эти дисциплины в основном и отсеивают примерно 20 % от всех поступающих. 

Когда, по вашему мнению, студенты раскрывают свой потенциал?

Я считаю, это происходит, когда они переходят на второй, третий курсы и появляются дисциплины, которые относятся именно к их специализации. Именно в этот период студенты и раскрывают свой потенциал. Одно дело, когда они изучают математику и кроме цифр ничего не видят, и даже задаются вопросом, зачем им это нужно; и совсем другое, когда в программу вводят специальные дисциплины, и они уже сами получают какие–то вещества.

Над какими научными вопросами, исследованиями, проектами ваша кафедра работает сейчас?
Все исследования на кафедре я бы разделил на три основных направления. Первое направление – технология получения вторичных продуктов на основе лесохимического сырья, то есть на основе скипидара, канифоли. Можно выделить также следующее направление – получение флотореагентов, душистых веществ из скипидара. Что касается канифоли, кафедра очень активно работает над получением новых продуктов на канифольной основе, которые используются именно в технологии изготовления бумаги. Если мы сделаем бумагу только из целлюлозы, то она будет впитывать воду и не будет достаточно прочной. Чтобы бумага обладала прочностью, добавляют ряд химикатов. Одни химикаты придают бумаге прочность, вторые не дают чернилам растекаться. 
Наша задача – синтез белорусских продуктов, которые бы заменили импортные в данном процессе, поскольку в настоящее время все химикаты, используемые для изготовления бумаги, импортные. 
Мы сделали ряд продуктов, которые сейчас успешно выпускаются и используются в промышленных масштабах. Их же используют при изготовлении бумаги. И ещё одно направление – древесные плиты и пластики. Мы разрабатываем и изготавливаем новые смолы, чтобы уменьшить количество формальдегида. Как известно, в состав древесно–стружечных плит входят различные смолы с определённым содержанием формальдегида. А поскольку требования по данному веществу очень жёсткие, то, естественно, необходимо сделать такие смолы, чтобы количество формальдегида в них было минимальным. 

Есть ли проекты, которые вы создали вместе со студентами, магистрантами и аспирантами?

Наша кафедра участвует в различных государственных программах. Существует государственная программа научных исследований. Из этой программы на кафедре есть пять различных проектов. На каждом из них работают студенты и магистранты. Я бы сказал, что магистранты и аспиранты принимают активное участие в различных проектах.

Какими наградами может похвастаться кафедра технологии жиров, эфирных масел и парфюмерно–косметической продукции?

В 2018 году кафедра была лучшей по изобретательской деятельности в университете. У нас много персональных и кафедральных грамот. На мой взгляд, наша кафедра – одна из самых лучших в университете.Вячеслав Леонидович, расскажите, пожалуйста, немного о лабораториях на вашей кафедре?
У нас имеется учебная лаборатория, где проходят занятия по дисциплине «Химия древесины и синтетических полимеров». Она достаточно просто обустроена, там особо нет оборудования. Однако есть и специальные лаборатории, где стоит абсолютно уникальное оборудование. Некоторые образцы, я бы даже сказал, в стране находятся в единичном экземпляре. На старших курсах студенты будут работать с этим оборудованием разумеется в присутствии преподавателей, так как оборудование достаточно дорогостоящие. Некоторые образцы сопоставимы со стоимостью квартиры.

Какие исследования, эксперименты проводятся в этих лабораториях?
В лабораториях проводятся самые простые анализы. Когда студенты учатся на втором курсе и у них появляется дисциплина «Химия древесины и синтетических полимеров», они проводят эксперименты, такие как экстракция, реакция полимеризации.
На третьем, четвёртом курсах опыты намного интереснее, то есть студенты уже могут изготовить что–то своими руками.

Что вы можете сказать о трудоустройстве специалистов кафедры технологии жиров, эфирных масел и парфюмерно–косметической продукции?
Не стоит предаваться сомнению по этому поводу, так как университет 100 % распределит всех выпускников. Но стоит очень важный вопрос: где хотят работать сами студенты? Над этим вопросом кафедра и студенты должны работать совместно, потому что, я считаю самым лучшим местом распределения для студентов – то, которое выбирают они себе сами. Так что на четвёртом курсе я всегда советую подумать о месте, где они бы пожелали работать.

Насколько, по вашему мнению, востребованы специалисты кафедры?
Я считаю, что очень востребованы, потому что всегда есть неудовлетворённые заявки от предприятий. Дело в том, что специалистов по данной специальности у нас в стране больше никто не готовит. Предприятий и заводов много, и выходит так, что квалифицированных специалистов мало. Поэтому специалисты нашей кафедры достаточно востребованы.

Вячеслав Леонидович, поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями–студентами вашим жизненным кредо?
У каждого, несомненно, своё кредо. Я с большим удовольствием поделюсь своим. Многие студенты во время обучения стараются где-то подрабатывать. Я считаю, что это ошибка, поскольку студентам специально и целенаправленно отведено время для обучения. Лучше эти четыре года посвятить именно тому, чтобы наполнить свою голову знаниями и навыками. Так как, закончив университет и получив диплом, но не усвоив знания, потому что работали, студенты не станут хорошими специалистами; и, когда они будут устраиваться на работу, одного диплома будет недостаточно. Сейчас проводятся собеседования. По сути без реальных знаний подняться высоко по карьерной лестнице просто невозможно. Мой совет студентам сделать так, чтобы четыре года обучения не были потрачены впустую. Также рекомендую заниматься самообразованием. Ну и последнее, не стоит забывать и про личную жизнь. Однако не стоит бросаться в личную жизнь с головой, потому что тогда от учёбы ничего не останется.

Благодарю вас, Вячеслав Леонидович, что нашли время ответить на вопросы. Спасибо за интересное интервью.

Отвечаем на Ваши вопросы здесь