В честь Всемирного Дня стандартизации редколлегия газеты «ТОВ.by» взяла интервью у доцента кафедры физико-химических методов сертификации продукции Егоровой З.Е.

Справочно о Егоровой З.Е.:

  • автор многочисленных методических и научных работ;
  • эксперт-аудитор по качеству в области сертификации систем управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов анализа риска и критических контрольных точек и систем менеджмента качества (ИСО 9001).
  • секретарь Научно-методического Совета по физико-химическим методам и приборам контроля качества продукции Учебно-методического объединения по химико-технологическому образованию Министерства образования Республики Беларусь,
  • член редколлегии научно-практического журнала «Стандартизация»,
  • член Общества биотехнологов России. 
  • руководитель консалтингового центра БГТУ по оказанию методической помощи организациям пищевой и перерабатывающей промышленности при разработке систем управления в соответствии с требованиями

Уважаемая Зинаида Евгеньевна, мы хотели бы Вас поздравить с Днем стандартизации и выразить благодарность за предоставленную возможность. Расскажите, что входит в понятие стандартизации?
–Стандартизация — это деятельность, которой занимаются практически все люди, имеющие отношение к производству чего-нибудь, контролю произведённой продукции. Всё это связано с тем, что необходимо разработать определённые правила, определённые границы. Причём все эти правила должны устраивать практически всех. В рамках деятельности по стандартизации создаются различные документы, которые относятся к техническим документам, и в каких-то определённых ситуациях они являются обязательными для всех. Важно, чтобы то, что утверждается в этих документах, было приемлемо для всех, это должно быть что-то современное, позволяющее в будущем создать ещё более высокие технологии, повысить эффективность. На сегодняшний день стандартизация устанавливает границы для того, чтобы производство не стало хуже. Стандартизация даёт возможность развиваться, и почти все люди, так или иначе, учавствуют в ней.


На сколько востребованы сейчас специалисты по стандартизации?
–Сказать о востребованности в каких-то цифрах очень сложно, но практически в любой организации есть хотя бы один человек, который занимается вопросами стандартизации. Любая организация хочет, чтобы она была успешной. Для этого необходимо создать определённую технологию производства. Каким образом можно это сделать? Только с помощью стандартов! Создать документ, который будет описывать требования к какому-то товару, дело непростое. Сделать это может не каждый человек с техническим образованием. Некоторые люди идут учиться в специальные заведения повышения квалификации и переподготовки кадров, чтобы получить образование в сфере стандартизации. Это достаточное направление в наше время.
¬Выпускники каких вузов являются основными конкурентами выпускников кафедры ФХМСП?
–В технических университетах Минска, например в БНТУ, есть похожие кафедры. Есть такая кафедра в Государственном Аграрном Техническом Университете. Однако наша кафедра всё равно выделяется среди всех своим названием. Но наши студенты имеют огромное преимущество, потому что помимо всех тех знаний по стандартизации, метрологии, которые являются достаточными для того, чтобы начать работать в определённой отрасли, они хорошо ориентируются в методах контроля, причём с разных позиций: с точки зрения того, какой лучше метод использовать, в чём суть метода, какие приборы могут быть использованы, какие стандарты должны быть. Именно это является большим плюсом для наших студентов.


На какие предприятия в основном распределяют наших студентов?
–У нас такая практика: мы даём студентам свободу выбора. Если же студент не может найти распределение, тогда преподавательский состав кафедры, особенно в рамках дипломной работы, начинает выяснять: могут ли предприятия, которые берут наших студентов на практику, взять их и на работу. Очень хороший пример сотрудничества с Минским Молочным заводом номер 1. Много наших студентов проходят там практику и в будущем остаются на работу. Так же наши студенты работают работают во многих органах по сертификации, например в БелГИССе. Наши специалисты работают даже в центрах гигиены и эпидемиологии.


Как на предприятиях относятся к нашим молодым специалистам, которые только идут на практику, отработку?
–Конечно, отношение может быть совершенно разное, всё зависит от руководителя. Некоторые относятся равнодушно. Могут дать любые документы, но возиться со студентом, что-то показывать, рассказывать, они не будут. Есть совершенно другие руководители, которые как родители: будут всё рассказывать, показывать, заинтересовывать. Если организация заинтересована в том, чтобы человек чем-то помогал, то, как правило, отношение очень хорошее, деловое, и такие студенты сразу с места строят карьеру. Многое зависит от студента. Если сам студент не будет стараться и не будет заинтересован, то такая будет и практика. В работе всегда важна порядочность и честность, желание работать, инициатива.


На какие дисциплины делается наибольший упор на нашей специальности?
–Сложно выделить какие-то определённые, конечно, это все дисциплины, которые читает наша кафедра. Есть те, которые не читает наша кафедра, однако они тоже очень важны, например экономика, всё, что связано с информационными технологиями, сегодня это особенно важно. Я бы большое внимание уделяла иностранному языку, посколько сейчас основным критерием многих компаний является знание иностранного языка. По-моему мнению особое внимание так же должно уделяться философии, так как она является основой всего.


Расскажите про разделение на нашей специальности?
–У нас есть три направления: продовольственные товары, непродовольственные и фармацетические. В некоторых ситуациях это разделение бывает номинальным с точки зрения практики и трудоустройсва. Есть студенты, которые учились на непродовольственных товар, а пошли работать в промышленность. Так как я сама пищевик, то считаю, что тот, кто закончил непродовольственные товары, не может работать на пищевом предприятии. Хотя всё зависит он места работы: можно пойти на предприятие, на котором можно проводить универсальные испытания. А вообще, как показывает жизнь, всё зависит от самого человека.


Как вы стали преподавателем? И почему именно сертификация?
–Вообще всё получилось очень случайно. Я заканчивала Могилёвский Технологический Институт. Но я никогда не работала технологом. Дальше я пошла в аспирантуру, защитилась. И уже работая, как научный сотрудник, меня привекало читать лекции для специалистов пищевой промышленности. Так как я была кондидатом наук и активным человеком, я пошла на курсы. Как раз в то время создавали нашу кафедру и заведующий кафедрой пригласил меня работать совместителем. И вот проработав год, ректор предложил мне стать преподавателем. Так как я была очень заинтересована этим вопросом, я закончила специальные курсы аудиторов. Поэтому сейчас я и преподаю, являюсь учёным в области безопасности пищевых продуктов и аудитором. Я являюсь представителем нашего университета в Технических Комитетах по стандартизации.


Как стандарты способствуют выпуску качественной и конкурентоспособной продукции, оптимизации затрат, повышению доверия потребителей?
–Во-первых, ни одна продукция не выпускается просто так, должен быть специальный документ, который устанавливает к ней требования. Сами стандарты устанавливают требования, который являются наилучшими. Это самая главная задача стандартизации. Эти требования имеют мировой уровень качества, эффективности. Люди выпускают продукцию в соответствии с этими стандартами. А раз они ссылаются на эти стандарты, то документ является обязательным. Если же эти требования будут нарушены, то есть целый перечень предупреждений, которые могут даже запретить выпускать данную продукцию. Поэтому результат, полученный по этому документу, является наилучшим. Когда появляется что-то современное, стандарты сразу на это реагируют, поскольку они всегда должны проверяться. Как только находят то, что уже устарело, стандарт пересматривают. Поэтому обновление идёт постоянно.

Благодарим за интервью!

Над интервью работала:

Кристина Шавловская, ст. 2 к.